Зачастую начинаешь задумываться о разных мимолётных явлениях, присущих человеческой натуре. В творчестве это выделяется особенно явно. И коль супруга моя пишет портреты и пейзажи, то ненароком я обратил внимание на такой элемент искусства, как рисование с «лёгкой руки», другими словами – скетчинг, быстрый этюд, набросок акварелью, карандашом или ручкой, если хотите… но до того впечатляющее зрелище, что невольно диву даёшься. Наблюдая за малеванием мастерицы, решил состряпать статейку-памятку о таком виде рисования…
Скетчинг до того увлекает, что им можно заниматься сколько хочешь и в любом месте. Всё, что здесь нужно, так это самый минимальный набор для рисования, пригодный в домах и в путешествиях. Как и бродячие музыканты, свободные иллюстраторы испещрили просторы матушки земли. Их можно встретить в разных странах и городах, на природе и даже в клозетах. Они переносят каждую мелочь на мольберт, несмотря на неудобства. Но главное в искусстве – это наслаждение процессом!
Основные предпочтения в скетчинге
Скетчинг – это не создание произведения классического жанра, а попытка моментально запечатлеть то, что вы видите, и немного отдохнуть. Поэтому первым делом думайте о прекрасном, куда бы вас ни занесло в данный момент.

Будьте готовы ко всему! Приобретите всё необходимое для изготовления картин-зарисовок. Когда нужно что-то быстро нарисовать, вам не придётся разочаровываться в нехватке переносного инструмента, а сразу можно творить чудеса «на коленке». Для этого запомните шпаргалку уличного художника:
1. Знайте, что у вас есть в наличии. Те, кто любят заниматься набросками, постоянно носят с собой весь необходимый набор материалов. Вернее, они его вообще из сумки не вынимают.
2. Лучше иметь два кейса приспособлений скетч-моделирования. Один пусть будет для быстрых скетчей, а другой – для более запланированных и проработанных. Но и тот, и другой наборы должны содержать минимальное количество предметов и легко помещаться в рюкзачок.
3. Соответствующим образом одевайтесь. Если у вас в регионе большую часть года держится холодная погода, накидывайте тёплые вещи. Это особенно важно людям среднего и старшего возраста, так как они быстрее зябнут. Также выбирайте такую одежду, которая бы не мешала вам рисовать.
4. Настройтесь на столь экзотичное возрождение. Перед тем как начать что-то зарисовывать, подумайте хотя бы минуту. Спросите себя, действительно ли вам натура нравится? Если это не так, лучше и не браться. Чтобы переписать человека, его тоже надо предварительно оценить хотя бы пару секунд и точно «словить» формат фигуры.
5. Заполняйте лист полностью. Основную зарисовку можно сделать на месте, а дома добавить деталей или цвета. Но изображать надо так, чтобы весь бланк был заполнен. Если по какой-то причине вы не закончили скетч на месте, лучше вернуться сюда в другой день. Это поможет вам правильно отразить тени и другие важные детали.
6. Старайтесь не дорабатывать куртину дома, а пробуйте закончить за один раз. Если же этого не случилось, оставьте рисунок на потом. Дело в том, что скетчи на месте совершаются в состоянии потока, и чтобы не испортить начатое, лучше вернуться завтра и довершить там же.
7. Некоторые художники творят наброски ручкой, а в домашнем уюте уже раскрашивают цветными карандашами, маркерами или акварелью. Можно делать и так. Но всё равно предпочтительней, если вы будете дописывать шедевр сразу и до конца.
8. Скетч должен быть правдоподобным. Несмотря на наличие собственного стиля, продолжайте развиваться и добиваться близкого сходства с объектами. Мастера, которые практикуются каждый день, могут лицезреть большую разницу в качестве своих работ, сделанных в настоящее время и, например, год-два назад.
Во время скетч-очерков обычно изображают то, что видят, со всеми возможными подробностями или без них. Некоторые штрихуют только ручкой, а другие используют акварель и маркеры.
Несколько советов по скетчингу, которые помогут точно передать объект
Рисовать предметы и строения так же легко и захватывающе, как малевать карикатуры. Но в сатирических пассажах не нужны точность и экстравагантность. А вот в строгом клонировании людей и вещей на бумагу следует правильно размещать контуры, цвета и тени.

Приведём несколько советов по передаче более полного сходства объекта из материального мира в портретный и пейзажный:
◾ Помните, что перед тем как накладывать следующий слой акварели, нужно дать полностью высохнуть предыдущему. Чтобы добиться глубокой цветности, может потребоваться множество наслоек. Если вам кажется, что цвет получился слишком тёмным, не стоит паниковать. Надо лишь дождаться его высыхания.
◾ Краски при просушке светлеют. Скорее всего, после того, как они впитаются, получится как раз то, что вы и хотели. Одна из больших проблем у многих художников – недостаточное количество слоёв акварели. При этом рисунок выглядит слишком бледным, как будто он исчезает. Это не очень хорошо.
◾ Думайте о контрастах. При использовании многообразной палитры лучше выделяются объекты. Не стоит этого бояться. Если сможете, представьте картину в чёрно-белом сюжете, и тогда вам станет понятно, какие места надо усилить контрастом цветов.
◾ Старайтесь быть точным. Следите за тем, где начинается и заканчивается та или иная линия. Если вы проведёте черту не в том месте, это сразу будет бросаться в глаза. Впрочем, не стоит исправлять чуть неправильное начертание. Просто продублируйте рядом контур более подходящего направления. Никто ничего не заметит, и даже вы сами, потому что самое главное в скетче – передача смысла, а не отдельных линий.
◾ Практикуйте умение видеть: ищите отрицательные пространства, или расстояние между фигурами. Это поможет вам передать человека или массу народа в более естественных позах.
◾ Будьте честны. Рисуйте всё, что бросается в глаза, даже если в поле зрения попали нелицеприятные объекты, такие как урны, мусорные бачки, лежащие на тротуаре пьяные люди и так далее. Запечатлейте деревья там, где они растут, а не куда вам захотелось их поставить. Пейзаж должен быть правдивым и узнаваемым.
Можете искать глубже и экспериментировать больше. Всё в ваших руках. Теперь любое чудо природы вы способны увековечить одним мановением кисти.
Учимся раскрашивать скетч-рисунок в разных условиях
Ограничьте палитру. Чтобы сэкономить время, берите с собой не целую пачку красок, а всего лишь несколько самых основных цветов. Подбираем следующую гамму: индиго, лазурная, жжёная умбра, жёлтая охра и сепия, зелёная, оранжевая и фталоцианиновая зелёная, лимонно-жёлтая, светло-серый, чёрные чернила на белой бумаге. Возможны и другие комбинации.
Постоянно практикуйтесь. Чтобы научиться работать с цветом, надо экспериментировать с колерами. Если у вас появилось свободное время, лучше всего его посвятить зарисовкам. Секрет всех художников, у которых хорошо получается скетчинг, в том, что они неустанно тренируются и знают, как приспособиться. И, чтобы вы были успешны, выполняйте следующие маленькие хитрости:
◾ Рисуйте всё, что вас окружает, – посуду, обувь, мебель, одежду и прочие другие предметы. Делайте это ежедневно или так часто, как только можете.
◾ Передавайте эскиз карандашом. Перед тем как работать акварелью, неплохо сделать набросок грифелем. Набивайте руку и глаз схематически, охватывая лишь самое главное. Если вы являетесь убеждённым в себе художником, можно начать зарисовку сразу пером или ручкой. В этом случае неправильно проведённые линии исправить уже не удастся. А коль уверенности не хватает, то лучше сперва использовать всё же карандаш. Стоит отобразить хотя бы несколько точек, обозначающих основное, и рисовать станет легче.
◾ Захватите белую гуашь. Эту краску можно смешать с другими цветами, чтобы получить более светлые оттенки для отображения освещённых мест.
◾ Возьмите бутылку с водой. Нужна возможность сменять жидкость. Далеко не все художники пользуются модными аква-кистями. Многие предпочитают работать по старинке, наливая влагу в стаканчик и окуная туда щетинку. Тара для воды может быть стеклянной или пластиковой. Но прекрасней всего для макания и ополаскивания приборов подойдёт обычная литровая банка.
◾ Не избегайте некрасивых мест. Изображайте иногда такие предметы, которые будут «не ахти» смотреться, даже в том случае, если вы не сможете их нарисовать. Будь то смятая ткань, бессмысленные слова на рекламном щите или урна, набитая доверху мусором. Это позволит перестать бояться того, что ваш эскиз не получится.
Некоторые художники (цы) приспосабливаются прямо на ходу занять удобное положение. Они могут присесть на пенёк или на выступающий городской парапет. А иногда, стоя расчерчивают узоры и линии, если это будет недолгая картинка.
Удовольствие от скетча в памяти людей навечно
Не чурайтесь публики. Народ, окружающий вас и любопытствующий, чем это вы там занимаетесь, не желает вам ничего плохого. Скетчи – прекрасный способ познакомиться и пообщаться. Куда бы вы ни поехали, везде будут появляться люди, которым интересно узнать, что вы рисуете.

Избавьтесь от правил! Перспектива, пропорции… Всё это, конечно, хорошо. Но не цепляйтесь за внутренние убеждения и нормы. Ваш скетчинг – это не экзаменационная работа. Вы – художник и можете творить то, что видите. Все воспринимают предметы по-разному. Важно лишь то, чтобы вам нравился сам процесс. Когда творите с удовольствием, тогда всё получается, даже если имеются какие-нибудь искажения. Приведём ещё несколько полезных разъяснений:
1. Не бойтесь экспериментировать с материалами. Попробуйте рисовать на тонированной бумаге разного формата. Используйте в работе не только перья, но и гелевые ручки. Рисуйте как маркерами, так и фломастерами.
2. Наслаждайтесь! Получайте удовольствие во время рисования. Не стесняйтесь, если кто-то вдруг заметил, что вы его описываете. Просто отведите глаза и посмотрите в сторону. В конце концов, если человеку будет уж совсем некомфортно, он попросту уйдёт. А раз гражданин исчез, и вы не успели его дорисовать, посмотрите на кого-нибудь другого и недостающие части изобразите уже с него.
3. Не заостряйте внимание на том, чтобы сделать свой рисунок действительно впечатляющим. У всех разное восприятие, и всем не угодишь. Не стоит стараться лепить шедевры. Это отнимает много сил и лишает радости от зарисовок. Просто наслаждайтесь процессом и ваяйте каждый день. Тогда без особого труда у вас будут получаться хорошие полотна.
4. Выбирайтесь рисовать в людные места. Интереснее всего иллюстрировать в автобусе или в самолёте, на остановках общественного транспорта, в аэропортах и на вокзалах.
5. Не зацикливайтесь на мелочах. Прорисовывать детали хорошо тогда, когда вам нечем заняться. К скетчингу это не относится. Здесь ежеминутно всё меняется, и если вы начнёте вошкаться с крупинками, существует риск того, что не успеете охватить картину целиком. Например, кирпичная кладка выглядит красивой, но она однообразна, и рисование большой части красной стены может утомить. Зачем вам эти трудности? Или подробное изображение ветвей деревьев с листьями тоже не так важно!
6. Не бросайте сразу же произведение, если что-то пошло не так и работа получается совсем не той, как планировалось. Не стоит сворачиваться и уходить домой. Поищите другой объект. Возможно, он родится на полотне гораздо лучше. Неудачи тоже полезны. Они дают понять, в чём вы преуспели, а над чем ещё нужно поработать.
Не думайте, что скетчи могут делать только избранные. Такими чудесами увлекаются и профессиональные художники, и любители. Это просто и дёшево, а также доступно в любой момент. Пусть поначалу и не выходит. Но, чем больше вы будете рисовать, тем лучше у вас станет получаться.
Что значит скетчинг в вашей жизни
Для многих скетч-рисование представляет собой некое медитативное состояние, в котором приятно находиться. Очень здорово, что этим может заняться каждый, в любое время и простыми материалами.
Скетчинг позволяет расслабиться после трудного дня, снизить давление и успокоиться. Именно поэтому им занимаются не только профессиональные художники, но и представители многих других профессий.
Быстрое рукоделие в скетче развивает художественные навыки: чувство цвета, линии, пропорции, скорость рисования. Даже если вы посещаете художественную студию, в остальные дни всё равно малюйте эскизы.
Блиц-скетчинг раскрепощает детей, которые часто боятся рисовать, не уверенные в том, что у них всё получится. Если они понаблюдают за тем, как это делает мастер, то лишаются страха. Смотреть за скетчерами ребятишки могут долго. Не отгоняйте их, особенно если им от 9 до 12 лет. Именно в этом возрасте у них появляется любовь к рисованию и закрепляется практически навсегда. Но и малышню приучайте к волшебному искусству.
Скетчинг может поглотить всю вашу жизнь. Да, творчество это очень заразительно. Чем дольше вы линуете, тем больше вам будет хотеться. Следите за тем, чтобы желание рисовать не мешало существованию родных и близких. Ходите в гости, в кино и на концерты со своей семьёй, навещайте друзей, общайтесь с домашними питомцами, наводите порядок дома. Пусть возможность делать зарисовки станет приятным времяпрепровождением, а не препятствием ко всему остальному.
