Античная мифология является своеобразным эталоном сопоставления с легендами иных племён и народностей. Иногда приходится читать и слышать разговоры о «греческом чуде». Конечно, не следует забывать, что оно стало возможным из-за последствия существования культурных связей минойских племён древнего Крита, протоахейцев или микенцев, а далее более поздних греческих общин с Египтом, Малой Азией, Ближним Востоком, Месопотамией…
Без сомнения, этому повлияло само расположение «греческого мира» на юге Балканского полуострова, на западном побережье Малой Азии и на островах Эгейского и Ионического морей. На стыке континентов Европы, Азии и Африки способствовало развитию культурных связей и созданию собственной достаточно оригинальной культуры, в которой сконцентрировались достижения соседей и предшественников.
Рождение мифов или творение греков
Древнегреческое слово «mythos», как можно узнать из словаря, было многозначным. По своему содержанию оно примерно соответствовало русским словам: язык, речь, слово, разговор, совет, указание, суть обсуждения, замысел, выражение, пословица, слух, весть, сообщение, рассказ, повествование, предание, сказка, басня, сюжет, фабула и миф в нашем его понимании. Оно имело в греческом языке много производных слов, среди которых было и «mythologia» – рассказ мифа, перевод, беседа и мифология в современном понимании, то есть совокупность мифов какого-то народа и наука, задачей которой является изучение этих самых мифов.

Если мифы складывались на заре человеческой культуры, то науку о мифах – первые попытки их объяснения, можно найти в истоках древнегреческой философии. Наибольшее значение для мировой культуры и для культурного наследия европейских народов, имели многочисленные мифы древних греков, бережно дополненные древними римлянами, что даёт право говорить о мифах античного мира как о греко-римской мифологии. Мотивы этих мифов отражены не только в античном словесном и изобразительном искусстве, но и в искусстве современных народов, в том числе и в славянском искусстве.
История античных религий
Вся история религий на разных стадиях развития человечества невероятно большая. Однако следует заметить, что языческие религии, как древнегреческая, римская, древнеиндийская (индуизм, брахманизм), характеризуются обозначением многих богов по определённой иерархии – почитаются и первостепенные и второстепенные боги. Это политеизм – многобожие.
Иудаизм (иудейская религия), христианство и ислам считаются как религии с одним богом – Яхве (Иегова), троичным богом (Отец, Сын и Святой Дух) и Аллахом. Это монотеизм – единобожие.
На самом деле, в этих монотеистических вероисповеданиях рядом с одним главным богом почитаются и подчинённые ему божества:
◾ у иудеев – предки, пророки;
◾ у христиан – Иисус, дева Мария, святые, ангелы;
◾ у мусульман – святые, пророки, Мухаммед.
Все религии, будучи идеологическим оружием господствующих классов, обнаруживают большую устойчивость в людских сообществах. Образотворческое искусство древних народов последовательно отразило тотемизм с его трансформациями. На древнейшей стадии развития божества выступают в образах животных. Так, в древнем Египте бог Хнум был бараном, богиня Хатхор – коровой, богиня Баст – кошкой, бог Анубис – шакалом, бог Тот – павианом или птицей ибис, бог Гор – соколом, бог Хонсу – ястребом, бог Геб – гусем, богиня Мута – грифом, бог Себек – крокодилом.
На следующей стадии развития все они изображались только с головами названных животных, но с человеческими телами. В древнегреческом искусстве боги выступают уже в виде идеализированных людей и только иногда хранят в себе изображения животных как атрибуты: у Зевса можно увидеть орла, у Афины – сову, у Асклепия – змею, у Афродиты – голубя, у Артемиды – лань. Эти атрибуты – лишь намёки на их животное происхождение. Возможно, что к таким последовательным атрибутам в христианской иконографии принадлежат и изображения евангелистов: у Марка – лев, у Луки – телец, у Иоанна – орел, у Матфея – ангел.
Фантазия первобытных людей создала также своеобразные образы, в которых отдельные части реальных существ сочетаются в совершенно произвольном виде. Эти фантастические сообщения нашли своё отражение в мифах и изобразительном искусстве. У греков к таким комбинированным фигурам принадлежат кентавры – люди-кони, Пегас – птицеконь (крылатый конь), химера – соединение тела льва, козы и змеи, сирена – птицеженщина, тритон – рыба-человек, сфинкс (сфинга) – львица с женской головой, сатиры – человеческие существа с признаками животных.
В мифической космогонии существуют две версии: либо вселенная возникает из какого-то стихийного хаоса – сама, спонтанно (спонтанизм), или его создаёт какое-либо сверхъестественное существо – творец, креатор (креационизм). В древнейших греческих мифах преобладает идея спонтанизма, но в более поздних мифах, которые преподают философы, есть намёки на креационизм (в частности в орфической религии).
У Гесиода обе версии сочетаются таким образом: мир возникает из предвечного хаоса, а бог любви – Эрос, так сказать, приводит в действие механизм творения – дальнейшее развитие мира. Гесиод в «Теогонии» останавливается на изложении теогоничных мифов, в частности на борьбе олимпийских богов во главе с Зевсом против титанов (титаномахия), на их борьбе против гигантов (гигантомахия), славных подвигах полубогов-героев, таких как Геракл и Персей.
Мифы о смертных и бессмертных
Далее можно обратить внимание на мифы о появлении в мире смертных существ, в том числе людей. Это так называемые антропогонические мифы. В них преобладает креационистская версия. После возникновения или создания мира, после рождения богов и всевозможных сверхъестественных существ, кто-то из богов приступает к созданию или лепке из глины людей как рабов, которые должны прислуживать богам – приносить им жертвы, строить для почитания храмы и ставить их статуи (идолы). У египтян людей лепит бараноголовый бог Хнум, у иудеев Адама и Еву творит сам Яхве, у греков – сын титана Япета Прометей.
Взаимоотношения бессмертных богов и смертных людей в мифах не всегда бывают миролюбивыми. Конечно, боясь всемогущих богов, человечество старается обласкать их всеми доступными им средствами, даже себе подобными жертвами. Микенский царь Агамемнон соглашается принести в жертву богине Артемидии свою дочь Ифигению. С другой стороны, боги, опасаясь непрерывного размножения земного рода, который становится сильным, благодаря возрастающей численности и усвоению основ культуры, стремятся или ограничить его, или даже совсем уничтожить, ссылаясь на то, что люди якобы недостаточно ревностно чтут богов.
Из недовольства богов людьми возникают мифы о мировых катастрофах, о всемирном потопе (катаклизме), или даже эсхатологические мифы о конце света. О всемирном потопе говорится в месопотамских сказаниях (шумерских и аккадийских), в библейском слове, в индийских (индуистских) былях. Однако не всё человечество исчезает после катаклизма. В древнегреческом мифе от потопа спасается только одна пара – Девкалион и Пирра. Они становятся родоначальниками всех «послепотопных» людей.
Мифы или люди – курица или яйцо?
Мифы о первых людях переплетаются с так называемыми генеалогическими древами. Связующим звеном между богами и людьми были герои: сначала ими являлись прямые наследники богов, а впоследствии героями считали заслуженных по деяниям личностей, которых «героизировали» после их смерти. Аристократические роды охотно выводили свою генеалогию от богов и героев. Так, римский род Юлиев, по убеждению его членов, происходил от самой богини Венеры. К этому роду причислял себя и Гай Юлий Цезарь (Кесарь, Кайсар). Спартиаты (лакедемоняне) считали своим мифическим предком героя Геракла. Аргосцы предполагали, что их род вырос от героя Персея. Афиняне называли своим родоначальником героя Тесея.

Предок-герой был также основателем древних мест (городов). Римляне провозглашали зачинателем главного города Марсова сына Ромула. Такой мифический первоздатель назывался у греков ойкистом. От названий городов выводили имена их мифических учредителей-эпонимов. Так, эпонимом города Аргос являлся мифический Аргос, а города Бизантион (Византия) – мифический Бизант и т. д.
С почитанием мифических предков связывается исторический их культ – прогонолатрия. Ойкистические, героические и иные мифы приближаются к общеисторическим, в основе которых лежат древние события или определённое историческое ядро.
Например, миф о возвращении Гераклидов, потомков мифического Геракла, на Пелопоннес отражает историческое событие – переселение дорийских племён с севера на юг Балканского полуострова в конце II тысячелетия до н. э. Миф об осаде ахейцами Трои подтверждается археологическими исследованиями на берегу Дарданеллского пролива (Геллеспонта), где были открыты руины древнего города.
Миф о переселении жителей Аркадии в Латиум во главе с Евандром имеет подтверждение отчасти в археологическом, а больше в языковом материале – в лексических заимствованиях латинского языка с протоахейского (или микенского) языка, согласно исследованиям Эмилио Перуцци и других учёных. Наконец, и миф о переселении троянского героя Энея в Латиум связывается с миграцией этрусков с востока на запад, на Апеннинский полуостров.
Мифическим загадкам ненадобны разгадки
Рассмотрев античный мир вдоль и поперёк в мифическом его представлении, можно смело подытожить – никаких загадок не осталось. Вся красота древней мифологии изложена довольно таки ясно и развёрнуто. Можно было коснуться ещё парадоксов и копнуть дальше и глубже, но легенды всегда говорят о том, что и так лежит в самых недрах истории человечества. Вскрыв такой кладезь, мы вдоволь насладились неисчерпаемыми сокровищами народных культур различных философий античного мира.
