📝 Блоголёт 

✅ Смартблоги и лайф-дневники будущего для заработка 👉 авторство приобрести здесь 👈 доход уже на второй месяц! 💰

Сходство русской, литовской и зарубежной мифологии

Выдающийся русский историк Д. И. Иловайский писал: « ... речь Литвы более других арийских языков сохранила родство со своим братом, языком священных индийских книг, то есть с санскритом».

Литовская и прусская мифология, так же как и язык, сохранили память об общеарийских богах и духах, которым поклонялись и наши предки. Эти забытые боги и сейчас легко узнаваемы. Трудно, например, не признать в Перкунасе нашего громовержца Перуна или белорусского Пяруна. Да и выглядели они как братья-близнецы: крепкие бородатые мужчины, гневливые, но отходчивые. В руке у каждого оружие: то ли каменный топор, то ли кремниевая «громовая» стрела, ведь все они – боги грома, молнии и дождя. Перкунас, символизируя середину жизни, занимал среднее положение между юным богом Потримпсом и старцем Патолсом.

Боги старого мира

Потримпс – юноша в венке из колосьев, был богом плодородия, он ведал очистительной силой воды и помогал воинам в сражениях, потому его изображение было на прусских боевых знамёнах. Бледный седобородый Патолс – бог старости и смерти.

Священным деревом Перкунаса был дуб. Предполагают, что даже само слово «дуб», звучащее на латыни как «керкус», это изменённое имя бога Перкуса, или Перкунаса. Был у этого бога и свой день недели – четверг. В сказаниях говорится, что именно в этот день Перкунас собрался было жениться на Жемине, но Велс похитил богиню. Вот и остался Перкунас холостяком, один живёт на небе. А Жемина, богиня Земли, может только взирать на своего небесного избранника да ждать, когда он прольётся на неё животворным дождиком. Зато люди к Земле ближе, они молятся ей.

А что же Велс, Велняс, или, по-нашему, Велес? Это покровитель скота и одновременно бог загробного мира. Его просили «пасти души» умерших на том свете, то есть заботиться о них. Осенью, когда закалывали свиней, приглашали за стол и Велса. Его месяц – октябрь, когда засыпает на зиму природа, а по литовским представлениям, в это время Велс похищает Мать Землю – Жемину. Потому-то в этот период бывает так много дождей – плачет Перкунас, сожалеет о потере. А по весне уже Перкунас прогоняет Велса!

В кого бы тот ни превращался, куда бы ни прятался, всё равно найдёт его громовик и заставит вернуть Мать Землю. А как победит подземного хозяина, так разразится громоподобным хохотом. И начнётся весна с её очистительными грозами. Омоют они Жемину, и явится она людям молодой и прекрасной. Там, где Перкунас преследовал Велса, остались памятные следы: это река Перкунаса и чёртово болото, гора Перкунаса и чёртов камень, озеро Перкунаса и чёртово озерцо.

Говоря о литовских богах, надо вспомнить и божественного кузнеца Тельавеля, который по просьбе верховного бога Диеваса даже солнце на небе выковал. Он не только дружил с Перкунасом, они ещё вместе в небесной кузнице работали. А кто ж такой Диевас?

Диевас и его дочери

Это самый первый бог, творец мира, вроде нашего Сварога. Его имя означает – Сияющее Небо, все остальные боги – его дети или помощники. Хотя он давно отошёл от дел и лишь наблюдает за миром, не вмешиваясь, память о нём сохранилась у многих арийских народов. В Индии всех богов называют Девами, в Древнем Иране индийских богов считали демонами – Дэвами, по-латыни, бог – Дэус, а по-русски – Див.

Если вспомнили о творце мира, то надо рассказать о его прекрасных дочерях – Дейве. Сначала они были богинями-небожительницами. Такими, как ясноглазая Лайма – подательница счастья (её имя и означает «Счастье») и судьбы, покровительница родов и охранительница домашнего скота. Она помогала робким девушкам выбрать жениха, сшить свадебное платье, вела молодожёнов по жизни. Да и о новорожденных хлопотала – дарила им счастливую судьбу, как русская Доля. Но была у литовцев и своя Недоля, «горе-злосчастье» – Гильтина, вестница несчастий и смерти.

С принятием новой веры были «понижены в должности» старые боги. Прекрасные богини Дейве стали духами природы – добрыми или, наоборот, злыми. Имя Лайма перешло на всех женских духов леса (лешачих и мавок) и воды (русалок), стали их именовать «Лауме». Но и низложенные богини любят детей, влюбляются в юношей и выходят замуж.

Жить с ними – счастье, но при нарушении определённых условий они уходят. Какие это условия, вы можете узнать из русских сказок. Сжёг, например, муж лягушачью кожу, в которой до того его жена ходила, она и исчезла. В литовской сказке это была бы, скорее, змеиная кожа. Не любой змеи, а ужа, точнее – ужихи. Были известны литовцам и обожествлённые явления природы, или боги второго уровня – Аушра, или, по-русски, Зорька, и Вейопатис, который веял тихим ветерком.

Были, конечно, и мифические звери. Скажем, огненный змей Айтварас. Литовцы его вовсе не боялись, а с нетерпением поглядывали на небо, ожидая, когда же, наконец, Айтварас прилетит. Дело в том, что он чаще всего приносил с собой нежданное богатство, а также молоко и мёд, которые и сам любил. Но характер этого дракона менялся в зависимости от обстоятельств. Мог он и кошмары насылать. А мог – в обмен на душу человека – высидеть из куриного яйца семилетнего чудо-петуха, извергающего фонтаны зерна. С таким петушком хозяин никогда голода не узнает. А чего только не заложишь, даже душу свою бессмертную, чтобы в неурожайные годы детей от голодной смерти спасти. Конечно, если огненный змей повадится слишком часто прилетать, его можно с помощью магических заклинаний и прогнать. Но лучше всё-таки этого не делать, иначе Перкунас за свою любимую летучую змейку обязательно отомстит – спалит молнией хутор.

Вилтаки – волки-оборотни

Следовало также опасаться Вилтаков («бегущих волками») – волков-оборотней. Днём они чаще всего неприметные люди. У некоторых, правда, нет-нет да и покажутся волчий хвост или звериные клыки. А ночью всё наоборот: они преображаются в волков, но могут сохранять и некоторые человеческие черты. Например, глаза – разумные, страдающие, не светятся зелёными огоньками во тьме, как у настоящих волков. У них могут оставаться и людские зубы, а на шее, там, где в человеческом облике они носили шейный платок – белое пятно.

Люди ведь превращаются в оборотней не по своей воле – то ли их колдун за какую-то провинность наказал, то ли другой Вилтак перенёс на них часть собственного проклятия. От заклятия не спасали и обычные амулеты – янтарные чётки или обручальное кольцо. Если оборотня убивали, то под шкурой обнаруживали голого человека с этими самыми чётками или кольцом.

Участь невольных оборотней ужасна

Во-первых, они не становятся настоящими волками, не смешиваются с ними, боятся и ненавидят «серых разбойников». Хотя сами они выглядят как волки, но не утрачивают разум и приобретённый жизненный опыт. Однако попробуй докажи односельчанам, что ты – человек, хотя и в шкуре волка! Прибьют и разговаривать не станут, а оборотня уничтожат ещё верней!

Во-вторых, оборотней терзает волчий голод, и они вынуждены забираться в хлев, подчас свой собственный, чтобы резать скот. Да, таким Вилтакам не позавидуешь. Не стоило им ссориться с колдунами-буртинниками или ведьмами-раганами.

Это говорит о том, что с древних времён у литовских жрецов была своя разветвлённая иерархическая структура, ни в чём не уступающая сообществу кельтских друидов. А пока упомянем добрых домашних духов, которые и по хозяйству людям помогали, и богатство им обеспечивали.

И под занавес сказка о добре

В первую очередь, это тётка Габьяуя, которая за амбарами и овинами присматривает. Она же и злыдня Каукаса от дома прогонит. Нужно только её хоть иногда добрыми словами вспоминать и немудрёные угощения подносить, а уж она расстарается, все будут довольны! За домашним очагом присмотрит Габия – чтобы искры на пол не упали и дом не загорелся, чтобы свечи в неурочный час не гасли.

Вот такая сказка получилась у нас в сравнении литовской, русской и прусской мифологий. Если углубляться дальше, то можно откопать много интереснейшего материала. А для этого библиотека или интернет вам в помощь.

 
Поделитесь страницей с друзьями в соц.сетях!

Новостная рассылка

Яндекс.Метрика
Поиск